О виде из окна в проектировании

1. Дом 4х4

Хочу рассказать о том, что больше всего ценю в интерьере. А именно, о виде из окна. Он создает атмосферу и настроение, диктует образ жизни. Главное в интерьере - вид из окна. Такой подход – конечно, влияние японской архитектуры, которая всегда завораживала меня своей гармоничной связью с окружающей средой. Творчество современного архитектора Тадао Андо – яркий пример подчинения архитектуры ландшафту, а интерьера – виду из окна. В 2003г. завершилось строительство так называемого Дома 4х4 по проекту  Тадао Андо. Очень яркий, но и очень простой проект.  Бетонный дом расположен на маленьком участке прибрежной полосы. Открывающаяся отсюда панорама была символична, как для заказчика, так и для архитектора.

После завершения строительства к Тадао Андо обратился другой клиент с просьбой спроектировать для него дом на соседнем участке.  Архитектор предложил построить похожее строение, но из дерева. Второй дом тоже маленький. Площадь застройки всего 23кв м при общей площади всех четырех этажей 84 кв м. По сути, второй дом является зеркальным отражением первого. Андо говорит, что пара похожих построек как будто открывает ворота в сторону моря, а контраст материалов - бетона и дерева - усиливает связь архитектуры и ландшафта.

2. Дом-музей Томихиро

Другой пример профессионального использования ландшафта  и умелого решения «вида из окна»  – это дом-музей Томихиро, поэта и иллюстратора, который будучи инвалидом, рисовал, держа кисточку во рту. Архитектор  Макато Йокомизо изучил существующий опыт постройки музеев и общественных зданий, в том числе проекты Ле Корбюзье и Мисс Ван де Роэ. Вежливо подчеркнул практичность зданий с квадратным несущим каркасом и четкость строгой осевой сетки для музейных зданий. …И скромно пошел другим путем.

Композиционное решение - важная отличительная черта проекта. Вдохновили Макато на такое решение мыльные пузыри. Ощущение, что «пузыри» самостоятельно разместились оптимальным способом, и их можно разобрать и собрать, как пазл. Каждый из кругов соответствует круглому в плане выставочному залу. По словам архитектора, в проекте музея Томихиро он хотел достичь ощущения дрейфующего сооружения, которое прибилось к участку земли, не пожертвовав его чистотой. Макато трепетно и бережно относится к ландшафту, как врач, следующей заповеди: «не навреди».

Большое количество отражающих поверхностей и проникновение пейзажей  в интерьеры и фасады, слияние экстерьера и интерьера с одной стороны подчеркивают японскую специфику архитектуры, с другой - делают её родной и комфортной для человека любой национальности.

3. Ювелирный магазин

Одно дело получить «вид из окна», когда рядом море, пруд или лес, а что делать в городских офисах и квартирах? Сначала надо просто увидеть то, что красиво и должно быть вставлено в качестве «вида» в раму окна, как это сделал архитектор Варо Киши в своём проекте ювелирного магазина. Пятиэтажная урбанистическая постройка буквально втиснута между другими домами.

4. Здание Tod’s

4. Похожий подход можно рассмотреть на примере абсолютно другого по своим характеристикам здания. Это семнадцатиэтажное здание Tod’s,  предназначенное для офисов и частных помещений. Архитектор Тойо Ито говорит, что Tod’s – это амбициозный проект, воплощающий концепции новых технических решений фасадов в современной архитектуре. Своим проектом он хотел перерасти архитектуру модернизма 20-го века. Но мы сначала посмотрим не на чудо-фасад, а на вид из окна.

С верхнего этажа открывается панорамный вид на Токио. Такжекак в здании ювелирного магазина, конструктивный фасад здания позволил архитектору избежать стен и колонн в интерьере. Обзор на все стороны создаёт ощущение повисшей в воздухе платформы, а не тяжелой, громоздкой конструкции на мощном фундаменте, какой является на самом деле.

Архитектор Тойо Ито не принимал участия в разработке интерьеров, но фасады  и лестничная клетка задали тон всему зданию.

Теперь можно посмотреть и сам необычный фасад. Он создан наложенными друг на друга силуэтами девяти бетонных деревьев на фоне стекла.  Хотя, надо признать, биологическое происхождение этих бетонных конструкций в окончательном воплощении не так очевидно.

5. Дом с секретом

Давайте выглянем еще из чьего-нибудь окна. На сей раз это будет окно в частном доме одной пожилой пары. Архитектор Киши отмечает, что ограничения и сложности участка отведенного под дом были настолько значительные - от неудобной конфигурации до сложного рельефа, что окружающая среда сама полностью сформировала архитектуру. Но он приуменьшает свои заслуги.  Про дерево в окне он не забыл. А точнее, посчитал дерево таким же формообразующим фактором,  как конфигурация и размер участка.

В основе интерьера заложено общее перетекающее пространство. Разные материалы разбросаны по всему дому: бетон, стеклянная мозаика, сталь, бронзовое оконное стекло, прозрачное стекло. Казалось бы, пожилой паре должно быть не очень уютно жить в таком современном доме. Но этот дом не простой, он с секретом, а точнее с двумя маленькими такими секретами для маленькой такой компании. Первый состоит в том, что один может слышать голос другого из любой скрытой из виду точки трехэтажного дома и подвала, как будто он находится близко. А второй в том, что один фрагмент этого перетекающего лабиринта виден из любой точки.

6. "Обсерватория"

Другой интересный проект был настолько нацелен на хороший обзор, что в результате стал похож на смотровую площадку и получил название «обсерватория».  Клиент хотел иметь панорамный вид на Тихий океан и наблюдать из окон фейерверки, которые организовывали на противоположной стороне пирса. Но участок для застройки не выходил к морю. Обзор был полностью закрыт домами, Архитекторы использовали максимум разрешенной высоты.

Даже ванна расположена у полностью остеклённой стены. Здесь бывает очень сильный океанский ветер и проливные дожди, потому предусмотрена возможность закрыть ставни и опустить жалюзи. В таком закрытом виде дом напоминает метеорологическую станцию. Говорят, последние отделочные работы были завершены как раз к началу фейерверка, что позволило торжественно отметить окончание работ.

7. Дом фотографа

Бывают, конечно, случаи, когда лучше полностью оградиться от окружающей среды, чем искать подходящие «виды». Архитектор Шигеру Бэн нашел оригинальное решение для дома известного фотографа. Заказчик сказал архитектору: « Если бы только Мис (Мисс Ван де Роэ) был жив, я бы поручил этот проект ему…»  Ответом архитектора было создание строгой модульной сетки, образующей все комнаты и внутренний дворик. Большие стеклянные плоскости стен развернуты во внутренний дворик и снабжены жалюзи, которые полностью открываются, когда позволяет погода.

Необходимая фотографу лаборатория, полностью защищенная от света, находится в подвальном этаже. После завершения проекта заказчик сказал: «По счастливой случайности, получилось лучше, чем если бы я обратился к Мис».     

 Использованы материалы из книги “Architecture in Japan” Philip Jodidio